«Старый» контракт с «новым» офшором: стороны взаимозависимы
Автор Мария Овсянникова
Ранее мы рассматривали данный вопрос применительно к ситуации, когда стороны не являются взаимозависимыми
Напомним, новая норма пп. 11 п. 4 ст. 105.14 НК РФ вводит некоторое послабление для тех российских компаний, которые заключили контракты с резидентами из стран, СИДН с которыми приостановлены.
Согласно данной норме не признаются контролируемыми сделки с контрагентами из стран, СИДН с которыми приостановлены («новыми офшорами»), если одновременно соблюдаются следующие условия:
- договоры, на основании которых совершены сделки, заключены до 01.03.2022,
- порядок определения цен в них (или) методик (формул) ценообразования не менялся после 01.03.2022,
- указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 01.03.2022 года условиям признания сделок контролируемыми в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 105.14 НК РФ (формулировка является дословной).
По состоянию на 01.03.2022 года условиям признания сделок контролируемыми были следующие:
- использование схем с участием невзаимозависимых третьих лиц,
- стороны являются взаимозависимыми,
- сделки в области внешней торговли некоторыми товарами,
- контрагент является офшором по списку, существующему по состоянию на 01.03.2022,
- сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
В случае, если ваша компания заключает сделку с зависимым «офшорным» резидентом, и сумма доходов по сделкам за год не превышает 60 млн. руб., можно смело руководствоваться рассматриваемой нормой ст. 105.14 (при соблюдении условий о дате заключения контракта и условия о том, что порядок определения цен не должен был меняться).
Как применять данную норму в случае, если сумма доходов по сделкам за год превышает 60 млн. руб.? Допустим, сумма доходов составляет 100 млн. руб.
Получается, что сделка, заключенная после 01.03.2022 (по «новому» контракту») или сделка, в которой менялся порядок определения цен, будет контролироваться при достижении ценового критерия 120 млн. руб. (критерий, актуальный на сегодняшний день).
А сделка по «старому» контракту, соответствующая всем критериям, но превышающая 60 млн. руб., будет считаться контролируемой? Нет ли здесь некоторой дискриминации вместо смягчения условий?
Считаем, что действительный смысл условий «не попадания» сделок под ТЦО состоит в том, что рассматриваемые сделки по «старым» контрактам не должны соответствовать действовавшим по состоянию на 01.03.2022 года условиям признания сделок контролируемыми в соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
При этом к ним должен применяться актуальный на сегодняшний день ценовой критерий – 120 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ в действующей редакции).
То, что в настоящее время пп. 11 п. 4 ст. 105.14 НК ссылается на п. 3 ст. 105.14 НК в прежней редакции, имеющей ввиду ценовой критерий 60 млн. руб., мы считаем технической ошибкой.
Если у вас есть какие-то идеи о том, как надо применять новеллу (пп. 11 п. 4 ст. 105.14 НК) к рассматриваемому нами кейсу, мы будем очень благодарны за обратную связь.