ТЦО по-новому
17 февраля 2021 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в том числе, изменения в части Трансфертного ценообразования.
Законом предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, преимущественно касающихся:
-
порядка признания сделок контролируемыми
-
налоговых проверок в части контролируемых сделок
-
порядка заключения соглашений о ценообразовании.
Ниже будут рассмотрены основные изменения, внесенные вышеуказанным Законом.
В отношении порядка признания сделок контролируемыми:
1. Конкретизированы условия признания внешнеторговых сделок контролируемыми. Так, сделки будут признаваться контролируемыми в случае, если предметом таких сделок являются товары, которые входят в состав одной или нескольких следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы.
2. Дополнен п.9 ст. 105.14 НК РФ уточнением порядка исчисления суммы доходов с целью устранения правовой неопределенности. Согласно данному дополнению, в случаях, когда лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.
3. В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), сумма доходов по контролируемой сделке будет исчисляться между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента).
В части налоговых проверок контролируемых сделок:
1. Внесены изменения в п.6 ст. 105.16 НК РФ, в соответствии с которыми у налогового
органа будет возможность выявлять факт свершения контролируемых сделок, сведения
о которых не были предоставлены, вне рамок проведения налоговых проверок
или налогового мониторинга и извещать о таких сделках ФНС России.
2. При проведении проверки в отношении контролируемых сделок предоставлено право истребования должностным лицом ФНС России документов не только у участников сделки, а также
и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися этих сделок.
В отношении порядка заключения соглашений о ценообразовании:
1. В случае заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, будет представлена возможность применения как методов ценообразования, предусмотренных п.1 ст. 105.7 НК РФ, так и методов, установленных законодательством такого иностранного государства при условии сопоставимости результатов.
2. Дополнен п.1 ст. 105.17 НК РФ, согласно которому в отношении совершенной контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, не может быть принято решение о проведении проверки до тех пор, пока ФНС России не приняло решение в отношении такого заявления (решение о заключении соглашения о ценообразовании или мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения).
При этом, в случае, если ФНС России было принято мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения, решение о проведении проверки в отношении данной контролируемой сделки может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия такого решения. В рамках данной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет со дня вынесения решения о проведении проверки.
Кроме того, срок, в течении которого может быть вынесено решение о проверке, может быть приостановлен при получении ФНС России информации об обжаловании такого решения в судебном порядке. Приостановление действует до дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
3. В случае обращения в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, налогоплательщик будет обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов по сделкам, в отношении которых были заключены данные соглашения, в течение 6 лет, а при заключении соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок, по которым контрагент является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, – в течение 10 лет.
4. Дополнен пункт 2 ст. 105.20 НК РФ, в соответствии с которым соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении ФНС России, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
5. Внесены изменения в п.4 ст.105.22 НК РФ, в соответствии с которым ФНС России рассматривает заявление и другие документы в целях заключения соглашения о ценообразовании, представленные налогоплательщиком, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления, а в отношении внешнеторговых сделок в срок не более 24 месяцев. Срок рассмотрения вышеуказанных документов может быть продлен до 9 и 27 месяцев соответственно.
6. Введен новый пункт 3.1 в ст. 105.22 НК РФ, согласно которому при подаче заявления о заключении соглашения о ценообразовании налогоплательщику требуется также направить в ФНС России сведения о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления. В случае, если на дату подачи налогоплательщиком заявления о заключении соглашения о ценообразовании, иностранным контрагентом не было подано аналогичное заявление, то налогоплательщик обязан в срок не позднее шести месяцев со дня представления им такого заявления в письменной форме сообщить ФНС России о подаче иностранным контрагентом указанного аналогичного заявления.
7. Дополнен п.8 ст.105.22 НК РФ новыми подпунктами, согласно которым основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании также будут являться:
-
недостижение взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения соглашения о ценообразовании;
-
непредставление документов (сведений) в порядке и сроки, установленные НК РФ;
-
несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный НК РФ срок);
- несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения о ценообразовании (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения о ценообразовании в ФНС России).
8. В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании ввиду недостижения взаимного соглашения с налоговым органом иностранного государства, налогоплательщику будет предоставлена возможность в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить в ФНС России проект соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом без участия уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства и без повторной уплаты государственной пошлины.
При этом, действие соглашения о ценообразовании, заключенного в связи с повторным обращением налогоплательщика, может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился с заявлением в ФНС России, по результатам рассмотрения которого было принято решение об отказе ввиду недостижения взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства.
Принятие данного Закона свидетельствует о динамичном развитии законодательства
в сфере трансфертного ценообразования в России, а внесенные изменения, в первую
очередь, направлены на совершенствование налогового контроля за ценами
во внешнеторговых сделках, сделках между взаимозависимыми лицами
и при заключении соглашения о ценообразовании.
Так, планируется осуществлять контроль внешнеторговых сделок, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни. В настоящее время такой контроль фактически не осуществляется, несмотря на то, что он предусмотрен п. 5 ст. 105.14 НК РФ.
Ряд правок, внесенных Законом, лишь закрепляет на законодательном уровне подход, который ранее уже нашел свое отражение в разъяснениях контролирующих органов.
При этом, основные изменения касаются соглашений о ценообразовании. Данные поправки направлены на совершенствование процедуры заключения таких соглашений и конкретизации порядков и сроков их заключения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
При этом, положения пп.2 п.1 ст. 105.14 НК РФ (признание контролируемыми сделок в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы) буду применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.