Рынок аудита – последние изменения
Менеджменту компаний сегодня важно качество финансовой информации для принятия оперативных управленческих решений.
- Расскажите, пожалуйста, с какими вызовами столкнулся аудиторский рынок в 2023 году? Какие изменения происходят на рынке и как они влияют на бизнес «Русаудита»?
- 2023-й уже сейчас можно назвать годом усиления регуляторного контроля – впервые за долгое время аудиторы (причем, достаточно крупные) столкнулись с мерами приостановки деятельности и даже исключения из состава СРО. Формально идет разговор об ужесточении контроля государства за соблюдением 115-ФЗ (ПОДФТ), однако де-факто происходит системное усиление контрольных функций со стороны Федерального казначейства. Кроме того, аудиторы уже почувствовали влияние на рынок позиции Банка России, который лишь начал проводить мероприятия по включению аудиторов в свой реестр. Для ряда аудиторских компаний все это стало неожиданностью. Что касается нашей компании, то мы достаточно давно ожидали подобного развития – ранее контроль усиливался на уровне СРО аудиторов, но де-факто она оказывала влияние на количество малых и средних аудиторских компаний (с 2022 года в СРО происходит зачет проверок контроля качества, проведенных Федеральным казначейством), занималась учетом синхронизации подходов к контролю – эти тенденции были понятны. Многие аудиторы ожидают, что в сегменте аудита общественно значимых организаций будет наведен порядок и это существенно сократит факты недобросовестной конкуренции. В настоящее время наш аудиторский бизнес растет, и основной задачей является сохранение качества и сервиса на высоком уровне, который мы предоставляем клиенту.
- Наблюдает ли «Русаудит» существенные изменения в конкурентном ландшафте? Как они влияют на бизнес компании и как она отвечает на вызовы?
- Аудиторский рынок очень консервативный – изменения происходят небыстро, тем не менее уже по итогам 2023 года все ожидают сокращения доли ex-big4 (для этого есть разные причины). Что касается остальных игроков топ-20, то здесь мы видим очень разные стратегии – кто-то ориентируется на работу с государственным сектором (государственные корпорации и компании, вовлеченные в реализацию государственного оборонного заказа), кто-то ориентирован на минимизацию налоговых рисков (понятно, что риски претензий налоговых органов будут нарастать, так как требуется пополнение бюджета). Наша целевая аудитория – частный бизнес, работающий в рыночных условиях, стремящийся, например, привлекать публичное финансирование. Налоговые риски мы, безусловно, рассматриваем, но государство лишь один из пользователей финансовой информации. Собственники бизнеса, созданного 20–30 лет назад, сейчас задумываются о его долгосрочной стабильности, создании системы корпоративного управления, частью которой являются финансовая прозрачность и соответствие требованиям потенциальных инвесторов и кредиторов. Менеджменту компаний сегодня важно качество финансовой информации для принятия оперативных управленческих решений. Финансовый аудит в соответствии с международными стандартами как раз позволяет решать эти задачи, поскольку изначально и был для них предназначен. Это не исключает каких-либо консалтинговых проектов по итогам аудиторской проверки, но нужно понимать, что правила независимости аудиторов сильно ограничивают оказание дополнительных услуг, например, публичным компаниям. Мы видим, что зачастую компания сама может развивать свою финансовую функцию при правильной расстановке приоритетов и поддержке со стороны акционеров – общение с аудитором как в ходе проверки, так и по ее итогам дает достаточную информацию о том, как и где нужно развивать компанию и почему это становится сейчас важно.
- Какие ощутимые изменения в надзоре за аудиторскими компаниями произошли за последний год?
- Как я сказал выше, мы видим усиление надзора со стороны Федерального казначейства, что уже привело к негативным последствиям для бизнеса ряда аудиторских компаний. Понимая сложившуюся ситуацию, аудиторские компании, ориентированные на долгосрочное развитие, будут совершенствовать свои технологии, и, скорее всего, это приведет к росту трудозатрат. Поэтому нужно готовиться к повышению цен на аудиторские услуги – оно должно быть значительным, поскольку растут не только стоимость специалистов (как и в других отраслях), но и трудозатраты, связанные, например, с соблюдением требований 115-ФЗ (если честно, ранее аудиторы подходили к этой обязанности скорее формально). Кроме того, стало чувствоваться дыхание Банка России в отношении компаний, попавших в реестр аудиторов общественно значимых организаций на финансовом рынке, – тот, кто уже входит в сферу контроля ЦБ РФ, уверен, понимает последствия и перспективы этого сегмента аудиторского рынка.
- Какие существуют особенности в аудиторской работе с компаниями-эмитентами? Как изменяется аудиторское задание, если компания только готовится к дебютному размещению?
- Де-факто у нас нет каких-то особенностей при работе с компаниями-эмитентами. Методика аудита единая. Хотя, конечно, фактор публичности повышает риски аудируемых лиц, что в ряде случаев приводит к дополнительным процедурам: например, контроль такого проекта внутри аудиторской компании осуществляется дополнительным лицом (мы его называем «независимый партнер»), то есть помимо руководителя аудиторского задания с выводами аудиторской команды должен согласиться, как минимум, еще один опытный эксперт, который не вовлечен в текущую реализацию проекта. Это позволяет минимизировать риски, связанные в т. ч. с документированием нашей работы, которые, собственно, и являются ключевыми в ходе внешних проверок контроля качества. Очень редко можно услышать, что аудиторское заключение было заведомо ложным (это всего два-три случая за всю современную историю); нечасто можно услышать, что аудиторское заключение имело ошибки; а вот о проблемах с документированием работы аудиторов внешние контролеры говорят постоянно. Поэтому во избежание неприятных сюрпризов с различного рода контролерами (а публичные компании – приоритет внешнего контроля) аудиторские организации больше времени тратят на внутреннюю рутину, которая, может быть, и не видна клиенту, но всегда присутствует. Понимание того, что компания проводит аудит в связи с дебютным размещением, уже повышает риск, но скрывать данную ситуацию от аудитора будет себе дороже – профессия аудитора похожа на профессию врача, с которым лучше быть откровенным, если вас интересует результат.
- Как изменился клиентский ландшафт? Отмечаете ли вы ощутимые изменения в секторальной принадлежности клиентов и их запросах, в первую очередь на подготовку заключений в рамках отчетности по стандартам МСФО?
- В 2022 году горячие головы говорили о необходимости отказа от МСФО, но, к счастью, регуляторы бухгалтерской профессии отстояли приоритетность международных стандартов. Поэтому спрос на МСФО продолжает расти, особенно в среднем бизнесе (крупный де-факто уже весь перешел на МСФО). Если говорить об отраслях, то мы в основном специализируемся на потребительских сегментах. Здесь в наибольшей степени работают рыночные механизмы, поэтому использование МСФО в данном сегменте расширяется. Мы видим рост запросов на подготовку или аудит отчетности как со стороны дебютантов рынка, так и более опытных эмитентов – приостановка членства в международных сетях big4 дает шанс всем игрокам показать себя. И мы этим активно пользуемся, доказывая, что ключевой фактор – это не цена, а модель взаимоотношений. Пока дебютанты не привыкли к тому, что получение аудиторского заключения без оговорок не гарантировано и требует много усилий с обеих сторон. В то же время опытные потребители аудиторских услуг могут от нас получить более внимательное отношение по сравнению с аудиторскими компаниями, ориентированными на иную целевую аудиторию.
- Как поменялось взаимодействие с клиентом за последний год с учетом трансформаций рынка? Сделался ли клиент требовательнее или рынок стал более благоприятным для аудитора? Сколько лет в среднем «Русаудит» сотрудничает со своими клиентами в рамках оказания аудиторских услуг?
- Я думаю, что клиенты становятся более прагматичными. Безусловно, важны «погоны» (место в рейтинге, например). При этом многие уже понимают, что существуют разные бизнес-модели. До сих пор среди крупнейших (топ-20) есть компании, которые зарабатывают на объеме (количестве выпущенных аудиторских заключений). В такой ситуации не стоит удивляться, если на ваш запрос по обсуждению тех или иных замечаний, выявленных во время проверки, вам ответят, что это не входит в стоимость услуг; аудиторская команда, с которой вы работаете, собрана из субподрядчиков и т. д. С учетом ситуации с усилением контроля, которую мы обсуждали выше, могут возникнуть неприятные моменты, связанные с имиджем аудиторской компании или в принципе необходимостью замены аудитора (а это нередко болезненный процесс, не только требующий дополнительных инвестиций времени, но и зачастую способный привести к необходимости корректировок ранее заверенной отчетности такого рода многостаночником). Если возвращаться к практике «Русаудита», большинство клиентов с нами не менее 10 лет (есть те, с кем мы уже и 20, и 30 лет). Не скрою, есть ситуации, когда мы не срабатываемся и расстаемся через год. Для меня лично это зона особого внимания. Каждый новый клиент – это инвестиция, которая окупается через три-чеыре года, но вопрос не только в деньгах. Самое главное – время, которое мы потратили. Возможно, где-то не пояснили нашу позицию на этапе переговоров, где-то неправильно оценили возможности и экспертизу клиента в вопросах подготовки отчетности и проведения аудита. Мы учимся на этом опыте и всегда стараемся учесть совершенные ошибки, наша модель – долгосрочные и доверительные отношения.
- Многие эмитенты продолжают держать отчетность, и в т. ч. аудиторские заключения нераскрытой. Считаете ли вы такую практику пагубной для инвесторов в ценные бумаги? Когда рынок может рассчитывать на более подробное раскрытие?
- Безусловно, есть ситуации, когда раскрытие информации может навредить каким-либо государственным задачам, но сейчас в данной сфере больше манипуляций, чем реальных обстоятельств. Степень доверия к некоторым эмитентам явно будет ниже, и непонятно, кто выиграет в итоге (точнее, кто больше потеряет в оценке компании или в дивидендном потоке). Прогноз точно давать не хочется, это политическое решение, в котором эмоциональная составляющая и личные интересы отдельных игроков могут превалировать над экономической целесообразностью и стратегическим развитием рынка. Думаю, надо быть последовательным – если государство хочет запустить инвестиции за счет широкого спектра инвесторов, оно должно последовательно продвигать лучший опыт, наиболее передовые стандарты и практики. В свое время меня учили: «Если хочешь быть первым, будь первым во всем».
- Нередко можно наблюдать, что эмитенты-дебютанты выходят на облигационный рынок с безымянным аудитором. Какие риски, по вашему мнению, это несет для инвесторов и, говоря чуть шире, можно ли сэкономить на аудите?
- Аудит – дорогой сервис, поэтому в случае экономии скорее всего вы покупаете другую услугу, если, конечно, на вас не пытаются заработать иными способами. В качестве альтернативы может быть, например, и банальная тема точки входа для последующих кросс-продаж. Есть и более сложная история с недобросовестным поведением на рынке – аудитор имеет доступ ко всей конфиденциальной информации, а если бренд не очень ценен, то краткосрочная сделка с быстрым эффектом криминального обогащения вполне может быть рациональным решением (не хотелось бы углубляться в детали, но есть разные примеры с неприятным результатом, и об этом нельзя забывать). Если вернуться к легальным историям, то эмитенту в случае экономии может грозить, во-первых, пересмотр ранее подтвержденной отчетности (а это ваш имидж, который можно быстро потерять, но, чтобы его вернуть, понадобятся годы). Во-вторых, ситуации с исключением аудитора из СРО (или приостановкой его деятельности). Риск того, что дешевый аудит будет признан некачественным (вызовет претензии со стороны внешних контролеров), точно выше (он приоритетно попадет на «радары» СРО, Федерального казначейства и Банка России). А если сравнить стоимость аудита с тратами на корпоратив, который компания проводит для своих сотрудников или клиентов, то, как мне кажется, вопрос цены не такой уж и приоритетный. Зачастую стоимость аудита занимает крайне низкий процент даже в административных расходах (не говоря уже о масштабе бизнеса всей компании). Гораздо важнее другие нематериальные факторы, о которых вы невольно задумываетесь, выбирая аудиторскую компанию (вряд ли вы выбираете врача только по критерию цены его приема или часовой ставки).
- Ваш совет эмитенту-дебютанту: какой порядок цен на аудит должен его насторожить?
- Мне сложно говорить за всех участников рынка, в рамках общественной работы в СРО сталкиваюсь с разными ситуациями. Если говорить о позиции «Русаудита», то обязательный аудит компании, которая занимается производством и имеет выручку от 1 млрд рублей и выше, не может стоить менее 1 млн рублей. Каждая ситуация индивидуальна. Поверьте, аудит – это не commodity, особенно для дебютантов. Кому-то достаточно провести аудит РСБУ, для кого-то это неприемлемо, и он сможет представить достоверную информацию о своей деятельности только в рамках отчетности МСФО. Кто-то работает с адекватными оценщиками (оценка активов и обязательств – важный фактор подготовки отчетности как в соответствии с МСФО, так и в последние два-три года уже и по РСБУ), а кто-то настаивает на взаимодействии с иного рода консультантами, чья работа стоит недорого. Таких факторов очень много, и говорить о каких-то минимальных ценах сложно. Но если вам предлагают стоимость услуги менее 500 тыс. рублей (а вы – производитель, и выручка 1 млрд рублей и выше), я бы уже насторожился. Кстати, это текущие цены. Полагаю, что в следующем, 2024 году ситуация может существенно измениться (не в лучшую для клиента сторону). Но я предлагаю обсудить это уже через год, а о факторах, влияющих на цену аудиторских услуг, мы поговорим на самой конференции агентства «Эксперт РА».