search close
Новые правила зачета переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам

Новые правила зачета переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам не только возвращать суммы излишне уплаченных налогов, но и зачитывать такие суммы в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам. Старший юрист налоговой практики Crowe CRS Иван Кирушев рассказал, какие изменения вносились в правила зачета переплаты.
02/02/2021
Новые правила зачета переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам
Источник Российский налоговый портал 
Автор: Иван Кирушев, старший юрист налоговой практики Crowe CRS 

Федеральным законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 в несколько этапов были внесены существенные изменения в статью 78 НК РФ, регулирующую правила проведения зачета переплат по налогам.
 
Так, с 29.10.2019 изменился порядок расчета срока на проведение зачета вследствие представления налогоплательщиком налоговой декларации. До внесения соответствующих изменений зачет переплаты в счет предстоящих платежей должен был проводиться налоговым органом в течение 10 дней с момента получения налоговым органом заявления налогоплательщика о проведении зачета и при установлении факта наличия переплаты. Считается, что при представлении уточенной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма подлежащего уплате налога, моментом возникновения у налогоплательщика переплаты является следующий день после окончания камеральной проверки уточненной декларации. В связи с этим до 29.10.2019 при представлении налогоплательщиком заявления на зачет переплаты такой зачет налоговая инспекция должна была провести в течение 10 дней с момента окончания камеральной проверки уточенной декларации. 

Однако уже начиная с 29.10.2019 даже при отсутствии выявленных в рамках камеральной проверки нарушений десятидневный срок на проведение налоговым органом зачета переплаты начинает исчисляться по истечении 10 дней с момента окончания камеральной проверки. То есть фактически срок на проведение зачета был увеличен законодателем на 10 рабочих дней. А в случае, если налоговым органом будут выявлены нарушения, момент исчисления срока на зачет переплаты переносится на день, следующий за днем вступления в силу решения, принятого по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, если такое решение принято в пользу налогоплательщика. То есть фактически срок проведения зачета переплаты по налогу может быть увеличен на несколько месяцев. Очевидно, что указанные поправки носят пробюджетный характер.

Примечательно, что нововведение не ставит порядок исчисления срока на проведение зачета в зависимость от причины составления акта проверки, является ли составление акта следствием непредставления налогоплательщиком документов либо ошибкой налогового органа, которая им же самим и исправляется при вынесении итогового решения. Учитывая наличие практики затягивания вынесения налоговыми органами решений, существует риск необоснованного увеличения срока проведения зачета налоговых переплат.

Также следует отметить, что с 01.10.2020 снято ограничение на возможность проведения зачета переплаты налога только в счет уплаты налога того же вида (федеральный, региональный либо местный). Теперь можно провести зачет переплаты независимо от вида зачитываемого налога. Так, например, федеральный налог (например, НДС) теперь можно зачесть в счет предстоящих платежей по региональному налогу (например, налог на имущество организаций). Это, безусловно, позитивное изменение законодательства позволит налогоплательщикам эффективней использовать имеющиеся переплаты.

С 01.01.2021 налоговым законодательством для физических лиц предоставлена возможность подавать заявления о зачете переплаты не только как отдельный документ, но также и в составе налоговой декларации по НДФЛ. Для юридических лиц введено правило, согласно которому зачет переплаты по транспортному и земельному налогу может быть произведен только после получения компаниями от налоговых органов сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах указанных налогов. Данное изменение связано с отменой налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам.

Помимо данных законодательных изменений можно отметить и появление важного судебного акта. Верховный суд рассмотрел спор компании с налоговым органом, в котором пришел к выводу о необоснованности начисления пени по НДС за период с момента подачи налогоплательщиком заявления на зачет переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС и до момента проведения налоговым органом такого зачета.

Вывод суда основан на том, что налогоплательщик фактически имел подтвержденную камеральной проверкой переплату по налогу на прибыль и распорядился ей, подав заявление на зачет переплаты в счет НДС до момента наступления срока уплаты по НДС. В то же время принятие налоговым органом решения о зачете позднее даты представления заявления на зачет (но в пределах предусмотренного законом десятидневного срока) вызвано не действиями налогоплательщика, а организационными вопросами налогового администрирования.

Полагаем, что данные изменения целесообразно учитывать при планировании и организации работы с имеющимися налоговыми переплатами.

Информация о налоговой практике Crowe CRS