Что полезно знать об аудите в коронакризис
Малоизвестные факты об аудиторских продуктах
Деловой мир давно уже привык к тому, что в целом ряде случаев проведение аудита компании является нормой. Требования законов, бирж, банков, желание показать свою компанию «лицом» международным партнерам - эти и другие ситуации уже очень давно побуждают бизнес обращаться к аудиторам.
Распространенность обязательного аудита, публикация аудиторских заключений на сайтах компаний и другие формы присутствия результатов труда аудиторов в публичном пространстве может приводить к формированию некоего стереотипа восприятия продукта аудиторов - достаточно распространено понимание, что аудиторы предлагают только два продукта: «российский аудит» или, по другому, «аудит РСБУ» или «международный аудит» («аудит МСФО»).
Мы решили, что именно сейчас, в период коронакризиса, самое время рассказать о разнообразии «меню», которое на самом деле могут предложить аудиторы своим клиентам. Тем более, что большинство из элементов этого меню значительно дешевле и оперативнее в реализации, чем полноценный аудит финансовой отчетности, и поможет решить новые задачи в контексте формирования доверия к информации, возникшие в условиях коронакризиса.
Эти возможности важно знать с учетом того, что конкретный аудитор сам мог не часто сталкиваться с ситуациями, описанными ниже и может не предложить оптимальный для клиента продукт, решающий его задачи максимально быстро и недорого.
В идеале, аудиторы, столкнувшись с нестандартной задачей клиента, должны не пытаться упаковать эту задачу в стандартный продукт, а детально обсудить с клиентом, какова та потребность в доверии к информации, которую работа аудитора призвана удовлетворить. И, как следствие, какие именно формулировки (и какой тип отчета) аудитор будет использовать для формирования такого доверия у пользователей.
Но так происходит не всегда - между тем, стоимость и сроки работы для включения тех или иных формулировок в отчет могут очень существенно отличаться.
Коронакризис, среди прочего, приводит к тому, что многие компании, которые и до кризиса были не на пике рентабельности, вынуждены будут сейчас или в ближайшем будущем в буквальном смысле слова бороться за выживание. Эта борьба выльется, в том числе, в распределение убытков, возникающих на конкретном рынке, по цепочке создания стоимости. Поставщики - покупатели, подрядчики - заказчики, партнеры в совместных предприятиях, альянсах и других соглашениях будут пытаться правдами или неправдами выторговать для себя лучшие условия, ссылаясь на текущие обстоятельства. Степень влияния обстоятельств оценить не всегда легко, а соблазн воспользоваться ситуацией в свою пользу велик. Уровень недоверия в системе, в результате, существенно повысится и как разовые сделки, так и продолжение регулярной деятельности окажутся под угрозой. Аудиторы в этой ситуации могут выступить в качестве стороны, которая подтверждает или опровергает те или иные факты или события и возвращает доверие в систему.
Примеры из практики
Российский дистрибутор пытается доказать своему иностранному поставщику, что он не смог продать его товар и шлет ему бухгалтерские или складские данные, подтверждающие это. Поставщик не верит дистрибутору и считает, что возможно не продан не его товар, а товар другого поставщика.
Аудитор в этой ситуации может провести или принять участие в проведении инвентаризации товарных остатков конкретного поставщика и дать поставщику уверенность в данных.
Банку может потребоваться подтверждение того, что компания (или Группа) соблюдает ковенанты, заложенные в кредитных договорах. В этом случае нет смысла (а иногда и возможности) делать полноценный аудит отчетности. Достаточно подтвердить какой-то отдельный показатель. И аудитор может выдать аудиторское заключение только по одному или нескольким показателям отчетности.
Банку, который выдает кредиты пострадавшим в коронакризис может потребоваться подтверждение, что выручка за какой-то месяц упала или за некоторый период возник убыток, которого раньше не было.
Покупатель бизнеса перед сделкой может захотеть убедиться в том, как кризис повлиял на компанию. Ему в данном случае нужен всесторонний взгляд на компанию и некоторая форма подтверждения аудитора, но не нужно проведение полноценного аудита. Аудитор может сделать эту работу и только лишь за нужный период (например с марта по июнь).
Тот же покупатель бизнеса закладывает положение о том, что последующие платежи по сделке будут зависеть от того, будет ли падать объем будущей выручки компании и на сколько. Стороны сделки и нотариус в этой ситуации должны будет заложить в сделку механизм соответствующего независимого подтверждения.
Аудитор может подтвердить и разовые события, даже не имеющее прямое отношение к финансовой информации, например поступила ли партия товар на склад, соответствует ли действительности информация о просрочке сроков годности товара и многое другое.
Бывают ситуации, когда нужно подтвердить управленческую отчетность компании (или ее часть). То есть отчетность, составленную по правилам другой компании или правилам другой страны. Возможно не всего бизнеса, а только какой-либо его части.
У аудиторов есть способы подтвердить не только прошлые и нынешние состояния и события, но и прогнозы на будущее, например прогнозную финансовую информацию, предоставляемую потенциальным инвесторам и другим заинтересованным сторонам. Эта информация может быть как в форме отдельных прогнозов, так и в форме полноценной финансовой модели в форме прогнозной финансовой отчетности. Это особенно важно если потенциальных инвесторов несколько и среди них есть те, кто не обладает собственными возможностями для проверки такой прогнозной информации и моделей.
Уже сейчас понятно, что на рынке появляются и будут появляться большое количество реструктуризаций задолженностей и других форм новых вынужденных договоренностей. Сама вынужденность этих договоренностей создает психологический дискомфорт и понижает степень доверия к информации у тех, кому она адресована. Аудиторы могут помочь решить многие из этих проблем и цена решения будет пренебрежимо мала по сравнению с альтернативными издержками. Мы в этом не раз убеждались на собственном опыте.
Автор: Александр Сироус, Партнер Crowe CRS