Итоги работы Совета по МСФО в июле 2024
Лето 2024 года Совет по МСФО проводит весьма продуктивно. В прошедшем июле было опубликовано несколько важных проектов для обсуждения, связанных с применением международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в том числе:
- Иллюстративные примеры для отражения составителями отчетности последствий климатических и других неопределенностей в своей финансовой отчетности;
- Проект поправок, касающихся вопросов учета и представления отчетности в валюте, подверженной гиперинфляции;
- Проект поправок к новейшему стандарту МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние организации: раскрытие информации», связанных с новыми стандартами и поправками, выпущенными с февраля 2021 по май 2024 года.
1. Иллюстративные примеры для улучшения представления информации о связанных с климатом и других неопределенностях в финансовой отчетности
Совет по МСФО опубликовал проект для обсуждения, в котором предлагается восемь примеров, иллюстрирующих, как компании могут применять МСФО при отражении событий, связанных с климатом и других неопределенностей в своей финансовой отчетности.
Эти иллюстративные примеры были разработаны в связи с высоким спросом инвесторов, являющихся ключевыми пользователями отчетности, которые отмечали, что зачастую информация о связанных с климатом неопределенностях, представленная в финансовой отчетности, недостаточна или несовместима с информацией, представленной в других источниках. Таким образом, в ответ на запросы инвесторов Совет создал данные примеры, которые с одной стороны направлены на повышение прозрачности информации в финансовой отчетности, а с другой стороны они позволят усилить связь между финансовой отчетностью и отчетностью по устойчивому развитию, представляемой в соответствии с МСФО S1 и S2, выпущенными Советом по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) ровно год назад.
Восемь наглядных примеров сосредоточены на следующих областях:
- суждения о существенности,
- раскрытие информации о допущениях и неопределенностях в оценках,
- дезагрегирование информации.
Принципы и требования, проиллюстрированные в этих примерах, могут быть применимы в равной степени и к другим типам неопределенностей, а не только неопределенностям, связанных с климатом. Основной целью этих примеров стала помощь в улучшении представления информации о связанных с климатом и других неопределенностях в финансовой отчетности.
При разработке этих примеров Совет по МСФО сотрудничал с Советом по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) и его техническим персоналом. Такое сотрудничество помогло гарантировать, что наглядные примеры соответствуют требованиям ISSB к раскрытию информации, связанной с устойчивым развитием.
Оценка рисков, связанных с климатом, производится инвесторами в ходе принятия решений, и их значимость год от года только растет. Совет надеется, что появление иллюстративных наглядных примеров поможет в применении требований МСФО в этой области, а также внесет ясность и поможет составителям отчетности улучшить ее качество. При этом наглядные примеры не дополняют и не изменяют требования МСФО. Вместо этого они содержат рекомендации о том, как следует применять требования стандартов, чтобы предоставить инвесторам более качественную информацию о рисках, связанных с климатом, и других неопределенностях.
Проект для обсуждения расположен по ссылке: Climate-related and Other Uncertainties in the Financial StatementsСовет будет собирать комментарии по данному проекту до конца ноября 2024 года.
2. Поправки к МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов" в части перевода финансовой информации в валюты, подверженные гиперинфляции
Совет по МСФО предлагает поправки, связанные с раскрытием информации компаниями, переводящими финансовую информацию из негиперинфляционной валюты в гиперинфляционную валюту. Эти специфические узкоспециализированные поправки, предлагаемые к МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов", вводят требования к переводу финансовой информации в подобных случаях. Совет по МСФО ожидает, что предлагаемые поправки улучшат информативность финансовой отчетности для пользователей, при этом будут простыми и рациональными (с точки зрения соотношения выгод и затрат) для применения компаниями.
В условиях гиперинфляционной экономики финансовая информация полезна только в том случае, если она отражает показатель текущей покупательной способности валюты. Применение МСФО (IAS) 21 в текущей его редакции не всегда приводит к ожидаемому результату, а в некоторых случаях, допускает различные варианты учета одной и той же ситуации разными компаниями, что ухудшает сравнительные качества отчетности.
К преимуществам предлагаемых поправок Совет относит:
- более последовательную и полезную информацию в финансовой отчетности, представленную в валютах, подверженных гиперинфляции;
- устранение различий в практике бухгалтерского учета в части пересчета в валюту, подверженную гиперинфляции;
- улучшение сопоставимости финансовой отчетности между компаниями и юрисдикциями;
- более простые и нетрудоемкие требования к бухгалтерскому учету в подобных ситуациях для составителей.
Проект для обсуждения расположен по ссылке: Translation to a Hyperinflationary Presentation Currency
Совет будет собирать комментарии по данному проекту до конца ноября 2024 года.
3. Поправки к МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние организации: раскрытие информации»
Совет по МСФО опубликовал проект поправок к своему новейшему стандарту МСФО (IFRS) 19 «Непубличные дочерние организации: раскрытие информации», который был выпущен в мае 2024 года. Предложенные поправки призваны снизить требования к раскрытию информации, вытекающие из новых МСФО и поправок, выпущенных в период с февраля 2021 по май 2024 года.
Напомним, что МСФО (IFRS) 19 был опубликован в мае 2024 года и должен вступить в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2027 года или после этой даты, кроме того имеется возможность его досрочного применения. На текущий момент в РФ еще нет официального перевода на русский язык. Если кратко описать его суть, то этот стандарт предоставляет дочерним компаниям право на менее подробное раскрытие информации, нежели это предусмотрено общими требованиями МСФО, при условиях:
- соответствия этих компаний определенным требованиям;
- соблюдения такими компаниями требований МСФО к признанию, оценке и представлению.
Компании разрешено применять МСФО (IFRS) 19 при подготовке как консолидированной, так и отдельной, или индивидуальной, финансовой отчетности, если на конец отчетного периода она соответствует следующим критериям:
- не является публичной;
- является дочерней компанией в соответствии с определением Приложения А МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (Дочерняя организация – организация, находящаяся под контролем другой организации);
- у нее имеется конечная или промежуточная материнская компания, которая составляет публичную консолидированную финансовую отчетность по МСФО.
Публичной дочерняя компания будет считаться, если:
- ее акции или долговые обязательства котируются на бирже или она находится в процессе выпуска ценных бумаг для продажи на публичном рынке;
- она распоряжается активами в качестве доверительного управляющего широкой группы посторонних лиц.
Таким образом, упрощения, предусмотренные МСФО (IFRS) 19, разрешено применять компаниям, не несущим публичной ответственности, при этом Компания, решившая применять МСФО (IFRS) 19, может впоследствии и отказаться от его применения.
Получается, что МСФО (IFRS) 19 упрощает финансовую отчетность дочерних компаний, соответствующих определенным требованиям, позволяя им применять стандарты бухгалтерского учета по МСФО с пониженными требованиями к раскрытию информации. По мере разработки и внесения поправок в стандарты МСФО (IFRS) 19 будет редактироваться параллельно, также преследуя основную свою цель - снижение объемов раскрытий информации для непубличных дочерних компаний. Базово МСФО (IFRS) 19 учитывал требования МСФО, действующие на февраль 2021 года; последующие поправки в существующие стандарты, а также новые стандарты с февраля 2021 по май 2024 года будут вносится в него уже через поправки.
Поправки, предлагаемые Советом в июле 2024 года, упростят требования к раскрытию информации, относящиеся к следующим стандартам и поправкам:
- поправки к МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов" (отсутствие возможности обмена валюты)
- поправки к МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (реформа международного налогообложения — типовые правила второго компонента);
- поправки к МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" и МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (соглашения о финансировании поставщиков)
- поправки к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (долгосрочные обязательства с ковенантами)
- новый МСФО (IFRS) 18 "Представление и раскрытие информации в финансовой отчетности")
Помимо вышеперечисленных корректировок, проект поправок также включает ориентировочные требования к раскрытию информации из будущего стандарта "Нормативные активы и нормативные обязательства".
Проект для обсуждения расположен по ссылке: Проект поправок к МСФО (IFRS) 19 " Непубличные дочерние организации: раскрытие информации"
Совет по МСФО будет собирать отзывы по предлагаемым поправкам до конца ноября 2024 года.
В заключение отметим, что Совет по МСФО достаточно продуктивно работает как со старыми стандартами, так и в области создания новых стандартов, а также регулярно занимается вопросом применения (имплементации) МСФО, включая обзоры после внедрения, разработку новых иллюстративных примеров и т.п. Подобный подход позволяет адаптировать существующие в стандартах требования к мировым изменениям, связанным, как показывает практика, не только с финансами. Таким образом, основная повестка Совета, направленная с одной стороны на улучшение качества финансовой отчетности и удовлетворение потребностей пользователей, а с другой стороны связанная с оптимизацией трудозатрат и поддержкой запросов составителей, последовательно выполняется.