search close
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: нужна ли подготовка?

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: нужна ли подготовка?

Виктория Егошина, Директор, Аудит
09/29/2023
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: нужна ли подготовка?

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» утвержден приказом Минфина России от 13.01.2023 № 4н, и применение стандарта обязательно с 01.04.2025г., но по решению компании разрешено и досрочное применение. Нужно ли готовиться к новым правилам или можно жить по-старому? Ответ на этот вопрос постараемся дать в материале нашего эксперта.

Учитывая опыт ранее введенных ФСБУ, стоит заранее оценить последствия введения нового ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». При первом прочтении нового стандарта какого-либо специального перехода не требуется, но ряду компаний предстоит разработать и внедрить организационные решения в целях настройки процессов.

Исходя из базового понимания, что процедура инвентаризации – важнейший инструмент бухгалтерского учета, который позволяет обеспечивать уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность компании достоверно отражает ее финансовое состояние и результаты деятельности, необходимо оценить ее сложность (в том числе техническую) и интеграцию в систему внутреннего контроля компании.

Все обязательные инвентаризации, проводимые с 1 апреля 2025 года, должны отвечать требованиям стандарта. В противном случае данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2025 год не получат достаточного подтверждения, следовательно, ценность отчетной информации пострадает критическим образом, что несомненно отразится на аудиторском заключении. Еще один довод в пользу того, чтобы подготовиться к введению стандарта заранее.

На наш взгляд можно привести следующие актуальные вопросы для подготовки:

  1. Насколько качественно проработаны процедуры проведения проверок элементов инвентаризации (процесс создания инвентаризационных комиссий, порядок проведения инвентаризации, порядок признания результатов инвентаризации, содержание, необходимые шаблоны отчетных документов)?
    Что сделать: проверить положения документооборота и другие регламентирующие документы, доработать положения и регламенты. Провести анализ состава инвентаризационной комиссии на предмет численного состава и достаточности компетенций, чтобы обеспечить легитимность решений. Кроме того, определить и зафиксировать во внутренних документах достаточное количество комиссий и распределение обязанностей между ними, а также порядок их взаимодействия.

  2. Насколько фактическое наличие материальных объектов будет подтверждено исчерпывающим образом при применении альтернативных способов выявления фактического наличия объектов активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация)?
    Что сделать: провести анализ применяемых способов, исходя из имеющихся инструментов у компании. Тем не менее, в случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные.

  3. Насколько текущий пакет документов по инвентаризации является достаточным для достижения целей инвентаризации?
    Что сделать: провести анализ текущего пакета документов на предмет достаточности, в том числе для приобщения любых доказательств полученной информации и основания для выводов.

  4. Является ли пересортица активов проблемой для компании? Согласно новым правилам, зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
    Что сделать: провести анализ причин возникновения пересортицы (например, нарушение порядка приемки и хранения товаров на складе, отсутствие надлежащего внутреннего контроля за движением товаров или просто человеческий фактор), разработать и внедрить организационные решения для минимизации или устранения пересортицы, если устранить полностью невозможно – оценить налоговые и иные последствия.

Инвентаризация является областью пристального внимания собственников, поэтому готовиться к новому стандарту нужно заранее, а результаты проведенной подготовки будут безусловно оценены. По нашему опыту, акционеры и собственники достаточно часто для контроля за данной процедурой привлекают внутреннего аудитора, если он есть в компании, или внешнего эксперта, в том числе учитывают замечания, выявленные независимым аудитором в ходе ежегодной проверки.