ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: нужна ли подготовка?
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» утвержден приказом Минфина России от 13.01.2023 № 4н, и применение стандарта обязательно с 01.04.2025г., но по решению компании разрешено и досрочное применение. Нужно ли готовиться к новым правилам или можно жить по-старому? Ответ на этот вопрос постараемся дать в материале нашего эксперта.
Учитывая опыт ранее введенных ФСБУ, стоит заранее оценить последствия введения нового ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». При первом прочтении нового стандарта какого-либо специального перехода не требуется, но ряду компаний предстоит разработать и внедрить организационные решения в целях настройки процессов.
Исходя из базового понимания, что процедура инвентаризации – важнейший инструмент бухгалтерского учета, который позволяет обеспечивать уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность компании достоверно отражает ее финансовое состояние и результаты деятельности, необходимо оценить ее сложность (в том числе техническую) и интеграцию в систему внутреннего контроля компании.
Все обязательные инвентаризации, проводимые с 1 апреля 2025 года, должны отвечать требованиям стандарта. В противном случае данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2025 год не получат достаточного подтверждения, следовательно, ценность отчетной информации пострадает критическим образом, что несомненно отразится на аудиторском заключении. Еще один довод в пользу того, чтобы подготовиться к введению стандарта заранее.
На наш взгляд можно привести следующие актуальные вопросы для подготовки:
- Насколько качественно проработаны процедуры проведения проверок элементов инвентаризации (процесс создания инвентаризационных комиссий, порядок проведения инвентаризации, порядок признания результатов инвентаризации, содержание, необходимые шаблоны отчетных документов)?
Что сделать: проверить положения документооборота и другие регламентирующие документы, доработать положения и регламенты. Провести анализ состава инвентаризационной комиссии на предмет численного состава и достаточности компетенций, чтобы обеспечить легитимность решений. Кроме того, определить и зафиксировать во внутренних документах достаточное количество комиссий и распределение обязанностей между ними, а также порядок их взаимодействия. - Насколько фактическое наличие материальных объектов будет подтверждено исчерпывающим образом при применении альтернативных способов выявления фактического наличия объектов активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация)?
Что сделать: провести анализ применяемых способов, исходя из имеющихся инструментов у компании. Тем не менее, в случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные. - Насколько текущий пакет документов по инвентаризации является достаточным для достижения целей инвентаризации?
Что сделать: провести анализ текущего пакета документов на предмет достаточности, в том числе для приобщения любых доказательств полученной информации и основания для выводов. - Является ли пересортица активов проблемой для компании? Согласно новым правилам, зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Что сделать: провести анализ причин возникновения пересортицы (например, нарушение порядка приемки и хранения товаров на складе, отсутствие надлежащего внутреннего контроля за движением товаров или просто человеческий фактор), разработать и внедрить организационные решения для минимизации или устранения пересортицы, если устранить полностью невозможно – оценить налоговые и иные последствия.
Инвентаризация является областью пристального внимания собственников, поэтому готовиться к новому стандарту нужно заранее, а результаты проведенной подготовки будут безусловно оценены. По нашему опыту, акционеры и собственники достаточно часто для контроля за данной процедурой привлекают внутреннего аудитора, если он есть в компании, или внешнего эксперта, в том числе учитывают замечания, выявленные независимым аудитором в ходе ежегодной проверки.