Экономические последствия COVID-19
Экономические последствия COVID-19. Что делать компаниям, попавшим в тяжелую ситуацию в период кризиса?
Тема пандемии COVID-19 доминирует в информационном пространстве, и это объяснимо. История начиналась под занавес 2019 года, и носила на тот момент локальный характер. Но достаточно быстро она стала региональным явлением, а в течение февраля-марта приобрела глобальные масштабы. 11 марта ВОЗ объявила COVID-19 пандемией планетарного масштаба. Силы почти всех стран мира направлены на то, чтобы сдержать распространение этой инфекции. Мы восхищаемся героизмом медицинского персонала в России и в других странах мира, и с надеждой смотрим на сводки новостей из лабораторий, работающих над созданием вакцины и лекарственных препаратов для лечения COVID-19.
Правительства всех стран, которые затронула пандемия, стоят перед сложнейшей дилеммой. С одной стороны, эффективнее бороться с распространением инфекции через введение тотального карантина. Это позволит и спасти наибольшее число жизней. С другой стороны, жесткие меры тормозят бизнес, а в некоторых случаях и вовсе могут его убить. Дилемма в том, чтобы избрать такой вариант борьбы с эпидемией, чтобы спасти максимальной число жизней, но при этом не «выжечь» малый и средний бизнес, а вместе с ним – и всю экономику.
Мы, как консультанты, пытаемся понять, что будет происходить с российским бизнесом в краткосрочной и среднесрочной перспективе в различных сценариях развития событий и исходя из действий, предпринимаемых правительством. Наша задача– помочь нашим клиентам смягчить последствия от тяжелейшего удара, и минимизировать время, которое им потребуется для того, чтобы «отскочить» на докризисные уровни. В некоторых случаях речь может идти даже о том, что этот кризис позволит компаниям укрепить свои рыночные позиции и увеличить масштабы бизнеса.
Уже сейчас понятно, что мировая экономика значительно просядет в 2020 году. По оценкам McKinsey этот спад может составить от 1,5 до 4,7% даже в позитивных сценариях, при этом спад в отдельных регионах может быть даже более значительным – к примеру, в большинстве сценариев падение экономики в Еврозоне будет два раза сильнее, чем в целом в мире. Поскольку эпидемия «докатилась» до России уже после стран Юго-Восточной Азии и Европы, еще сложно делать оценки по масштабам падения российской экономики, но можно предположить, что оно будет сопоставимо со спадом экономики в Еврозоне.
Влияние кризиса также будет различаться и по отраслям. В таких отраслях, как продукты питания, медицина и фармацевтика, и ряде других, спад будет незначительным и рынок вернется к докризисным уровням возможно уже к концу года. В то же время, в самых пострадавших отраслях – туризм, транспорт, и т.д. спад будет значительным, и в себя рынок вернется только через 1-2 года.
Опыт предыдущих кризисов подсказывает, что даже в пределах одной страны и одной отрасли эффект кризиса, вызванного COVID-19, будет отличаться от компании к компании. Здесь основополагающим фактором является степень финансовой устойчивости – другими словами, относительный уровень долга. В периоды экономического роста компаниям выгодно расширяться и финансировать рост бизнеса банковскими кредитами. В периоды экономического спада наоборот, эта стратегия может «утащить компанию на дно». Это в очередной раз подсказывает нам, что в любой момент компания, ее менеджмент и собственники должны работать над поддержанием оптимальной структуры капитала. Оптимальная структура капитала – соотношение долга к акционерному капиталу, максимизирующее возможности компании по росту при адекватном управлении рисками. Это соотношение тоже меняется от отрасли к отрасли, от региона к региону, и в зависимости от экономической ситуации.
Что же делать компаниям, которые попали в тяжелую ситуацию из-за падения рынков как следствие пандемии? Одним из решений в этой ситуации может быть поиск инвесторов, которые могли бы предоставить акционерный капитал. Привлечение акционерного капитала позволяет выправить структуру капитала и решить проблемы как с поддержанием устойчивости, так и финансированием роста. Здесь важно понимать, что несмотря на масштабы падения рынка, период роста рано или поздно, но наступит. Второй важный фактор – не все пострадают от этого кризиса одинаково. Как уже отмечалось, даже в пределах одной отрасли в зависимости от уровня финансовой устойчивости последствия могут быть разными, и именно те игроки рынка, которые смогли сохранить свои позиции на рынке и свой капитал, могут оказаться такими инвесторами. Мы бы рекомендовали присмотреться к потенциальным инвесторам на вашем рынке или к инвесторам извне. Мы как консультанты можем помочь вам в этом поиске.
И все же, не бывает волшебной пилюли, способной решить все беды разом. Привлечение инвестора – важный шаг, и продиктован он должен быть не только финансовыми проблемами в моменте. Ну а как подготовить компанию к привлечению инвестора вы можете прочитать в нашей публикации: https://www.crowe-crs.ru/insights/publications/privlekaem-chastnogo-investora/.