Компонентный учет основных средств
К следующей новации ФСБУ 26/2020 можно отнести так называемый компонентный учет основных средств. Новый ФСБУ 26/2020 относит к капитальным вложениям затраты не только на первоначальное приобретение и создание объектов основных средств, но и последующее их улучшение и (или) восстановление. При этом подчеркивается, что такие затраты на улучшение и(или) восстановление должны соответствовать условиям признания капитальных вложений.
Условий для признания капитальных вложений в бухгалтерском учете два, и соблюдены они должны быть одновременно:
а) понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
б) определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
Ранее только затраты, приводящие к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств могли относиться к капитальным вложениям и в дальнейшем увеличивать стоимость основных средств организации. Иными словами, это были затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств. А затраты на восстановление объекта основных средств признавались расходами периода, к которому они относились.
Теперь каждый раз при замене частей, проведении ремонта, технических осмотров или технического обслуживания уже имеющихся объектов основных средств необходимо проверять произведенные затраты на соответствие условиям признания в качестве капитальных вложений, что скорее всего усложнит жизнь бухгалтеру.
Например, произведена замена части объекта основных средств, которая будет использоваться в течение более 12 месяцев и имеет существенную стоимость. В таком случае данные затраты должны быть учтены на счете 08 в составе капитальных вложений. Проведен капитальный ремонт, или техническое обслуживание, или осмотр, которые являются существенными по стоимости, и следующий такой ремонт, осмотр или обслуживание должны быть более, чем через 12 месяцев. Тогда снова данные затраты отвечают условиям признания и должны отражаться в составе капитальных вложений.
Также существует ряд объектов основных средств, условия эксплуатации которых предполагают проведение плановых ремонтов. Плановые ремонты, как правило, проводятся более, чем через 12 месяцев, и имеют существенную стоимость, утвержденные смету и сроки. Как раз такие ремонты разработчики относят к капитальным вложениям.
Напротив, затраты на ежегодное техническое обслуживание транспортных средств будут расходами текущего периода, поскольку связаны с поддержанием исправности данных транспортных средств. Аналогично, затраты на неплановые ремонты (когда не понятно, когда произойдет следующая поломка) связаны с поддержанием работоспособности основного средства и являются расходами текущего периода.
И Минфин разъяснил, что к капитальным вложениям точно не относятся:
-
затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств,
-
их текущий ремонт;
-
затраты на неплановые ремонты основных средств, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией, в той степени, в которой такие ремонты восстанавливают нормативные показатели функционирования объектов основных средств, в том числе сроки полезного использования, но не улучшают и не продлевают их.
Затраты на неплановые ремонты основных средств могут относиться к капитальным вложениям только в случае, если такие ремонты улучшают нормативные показатели функционирования объектов или продлевают сроки их полезного использования.
Стоит отменить, что данная новация сближает учет по российским и международным стандартам, поскольку такой подход в МСФО был изначально, и составителям отчетности по МСФО требовалось в случае существенности сумм вносить корректировки к данным бухгалтерского учета для приведения его в соответствие с требованиями МСФО (IAS) 16 (п.13, 14).
|
|