GoSpace
В популярном телевизионном шоу «Кто хочет стать миллионером?» участники отвечают на ряд вопросов, сложность которых постепенно возрастает по мере приближения к розыгрышу главного приза.
Во время игры участников неоднократно вынуждают выйти из зоны комфорта, задавая совершенно неожиданные для них вопросы, ответов на которые они, очевидно, не знают.
Это очень похоже на то, с чем сталкивается предприниматель. Он точно так же вынужден обращаться за помощью к своему окружению, доверяться советам уважаемых им людей и использовать технологии, чтобы гарантировать себе движение вперед, в то время как участники шоу получают подсказки «Помощь зала», «Звонок другу» и «50-50».
Представители Crowe Global побеседовали с Брюсом Дэвисоном, генеральным директором GoSpace AI, о возможностях искусственного интеллекта (ИИ) и необходимости для компаний обеспечить баланс между технологиями и человеком, между индивидуальным и коллективным, виртуальным и реальным.
О компании GoSpace
GoSpace — это первое в своем роде программное обеспечение, которое использует ИИ для оптимизации коммерческих площадей за счет динамического распределения ресурсов. Благодаря GoSpace, организации могут проактивно управлять своим офисным пространством, сокращая затраты, уменьшая площади и экономя время.
Подсказки для бизнеса: набор инструментов для принятия правильных решений
«Помощь зала» — для выработки консенсуса, но также для сбора разнообразных точек зрения.
Преимущества: Позволяет достичь консенсуса, собрать разные точки зрения и избежать предвзятости восприятия и эффекта эхо-камеры.
Недостатки: Необходимо анализировать, интерпретировать и обобщать собранную информацию. Необходимо понимать контекст в отношении каждого участника аудитории.
«Звонок другу» — обращение к узкоспециализированному источнику, поскольку, по вашему мнению, его навыки и опыт подходят для решения проблемы.
Преимущества: Груз ответственности за принимаемое решение распределяется между вами и доверенным лицом (лицами) — «одна голова хорошо, а две лучше». Обращение к специализированным знаниям.
Недостатки: Риск чрезмерно полагаться на одно или малое количество мнений (и чрезмерное давление на человека, которому это мнение принадлежит). Возрастает риск возникновения эффекта эхо-камеры.
«50-50» — удаление вариантов или сокращение числа возможных путей развития событий для более детальной проработки оставшихся опций перед принятием окончательного решения.
Преимущества: Сужение фокуса. Уточненные опции для более целенаправленного процесса принятия решения
Недостатки: Необходима осторожность, чтобы преждевременно не отмести хорошие варианты.
Баланс между человеком и технологиями
Дэвисон проводит параллели между подсказками в упомянутой телевикторине и инструментами и подходами, на которые полагаются руководители компаний, чтобы добиться успеха.
«Когда участники используют подсказку «Звонок другу», нам всегда жаль беднягу на другом конце провода. Но если игрок использует «Помощь зала», которая обычно приводит к правильному ответу, то таких чувств не возникает».
Из этого можно извлечь важный урок о потенциальной угрозе такой ситуации в бизнесе, когда полагаешься на совет одного или двух человек, не пытаясь собрать большее число разных мнений. Именно поэтому создаются так называемые фокус-группы. Иногда консенсус помогает найти выход из ситуации, но часто нюансы подсказывают альтернативное решение. Если возложить всю ответственность за принятие решения на одного человека, более того, ограничив его во времени, как в случае с подсказкой «Звонок другу», это создаст чрезмерное давление.
«Успешные люди не отвергают советы или идеи. Ко всем замечаниям нужно относиться одинаково внимательно. Для начала нужно понять контекст, затем провести оценку и обобщить варианты, — говорит Дэвисон. — Не позволяйте своему эго или чувству иерархического превосходства лишить вас способности видеть открывающиеся возможности и замечать хорошие идеи».
К счастью, искусственные барьеры, установленные правилами телеигры (ответы аудитории должны быть четкими, однозначными, без дополнительного анализа, контекста или объяснения причин), неприменимы в бизнесе. В реальности советы вовлеченных сторон не бывают столь однозначными. Никто не предложит просто выбрать вариант «А» или «Б». Вам обязательно расскажут о плюсах и минусах всех вариантов, дадут свои рекомендации.
Это и есть оптимальный вариант. Используйте данные — они подскажут решение. Задействуйте вашу прерогативу — человеческий интеллект и опыт — чтобы учесть в анализе все нюансы и вникнуть в контекст, а затем постарайтесь ответить на вопросы «Как?» и «Почему?». Не ограничивайтесь ответом на вопросы «Что?» и «Когда?», полученным из анализа данных.
«Залог успеха в балансе, — говорит Дэвисон. — Технологии позволяют быстро обрабатывать огромные объемы данных, но не дайте ложному чувству защищенности от их использования усыпить вашу бдительность. Увеличение объема данных не решает проблему оценочного суждения и не заменяет проницательность».
Принцип баланса стоит применять не только к сбору разных точек зрения — необходимо понять и различное отношение их авторов к проблеме.
«Старшее поколение располагает необыкновенными знаниями и мудростью, а у нас есть сила духа, жажда приключений и ощущение, что нет ничего невозможного. У обоих лагерей есть сложившиеся установки и подходы, в рамках которых они и действуют, — утверждает Дэвисон. — Многие игнорируют историю и опыт, полагая, что технологии смогут дать ответы на все вопросы. Если вы хотите быстрее принимать верные решения, то вам крайне важно научиться совмещать оба этих источника информации».
Сила ИИ
ИИ — это мощный инструмент для бизнеса. Но Дэвисон утверждает, что многие не понимают, как он может повлиять на нашу способность принимать правильные решения. Он разделяет ИИ на две категории: линейный и нелинейный, или, проще говоря, ИИ с реактивной и проактивной логикой. Сегодня, по его мнению, бизнес слишком сильно полагается как раз на реактивный.
«ИИ позволяет обрабатывать огромные массивы данных в поисках ответов и подсказок. Говоря о принятии решений на основе ретроспективных данных, мне вспоминается высказывание о том, что повторение одних и тех же действий в ожидании новых результатов — признак безумия. То же самое происходит, когда вы работаете с данными о прошлых событиях, пытаясь на их основании определить, как будут развиваться события в будущем».
Проактивная логика заключается в создании перспективных сценариев по типу «что, если...». С помощью методов имитационного моделирования вы представляете различные ситуации и условия и определяете, как последние могут повлиять на вероятный результат.
«Все мы слышали про «эффект бабочки». В бизнесе нам приходится находить баланс между пониманием прошлых событий и врожденной способностью генерировать идеи на основе, казалось бы, совершенно несвязанных вещей, формировать собственное видение и суждение, а затем воплощать все это в жизнь. Прогресс человечества по большей части обусловлен этим противоречием между линейным и нелинейным мышлением».
Дэвисон не оспаривает пользу анализа данных, но считает необходимым всегда помнить о цели этого анализа и избегать слепого сбора все большего объема информации.
«Если говорить о проактивном сборе информации, именно в этой области технологии становятся нашим партнером, а не угрозой. Они помогают в принятии решений, добавляя к человеческим способностям возможности анализа больших массивов данных».
Человек может полагаться на память и опыт, а ИИ может создавать карты и сценарии, помогая нам видеть закономерности, прогнозировать результаты и принимать решения.
«Тогда мы можем взглянуть на нашу конкретную ситуацию и увидеть, что в ней проявляется аналогичная закономерность, верно? И это может повлиять на принятие решения, но только в совокупности с нашим опытом и пониманием контекста и обстоятельств».
Опыт GoSpace
В GoSpace AI Дэвисон пытается реализовать эти идеи на практике. Он хочет, чтобы компании использовали преимущества, которые им дает ИИ, чтобы лучше управлять собственными ресурсами и повышать результативность. Но не забывает он и том, что маятник может качнуться в обратную сторону при очередном технологическом прорыве. Появляется риск того, что человек станет слишком сильно полагаться на новые технологии в ущерб уже проверенным рабочим решениям. Это может привести к неблагоприятным последствиям.
Для GoSpace AI проблема была очевидна. Дэвисон постоянно слышал одни и те же жалобы руководителей: «Как мне сплотить команду?» и «Сколько места нам нужно для работы?»
«Мы пытались решить проблему с площадью офиса, но площадь — это константа, как бы вы ее не распланировали. Множество архитекторов пытались спроектировать «гибкие» офисы со стенами и мебелью, которые можно передвигать, меняя конфигурацию офиса. Но результат все равно не приводил к решению проблемы. Озарение пришло, когда мы поняли, что проблема заключается не в архитектуре, а в людях».
Действенным решением для оптимизации рабочего пространства оказалась более динамичная организация людей в этом пространстве. Но найти баланс между ожиданиями отдельных людей и эффективностью работы коллектива оказалось не так просто.
В прошлом модели и методы работы были гораздо проще. И в начале своей карьеры, и 30 лет спустя люди делали одну и ту же работу.
«Рабочее место и рабочая сила дополняли друг друга, поэтому архитекторы соответствующим образом проектировали здания, — говорит Дэвисон. — В последние 25–30 лет мы наблюдаем всё большее обособление работников и уход от традиционного рабочего места».
Это спровоцировало развитие сетей виртуальной коммуникации, однако отрицательно сказалось на интенсивности личного общения. Невербальная коммуникация в этом случае отсутствует, а одной виртуальной связи недостаточно.
«Все словно плавают в эфире и не чувствуют связи друг с другом. Чтобы в полной мере раскрыть потенциал личной свободы и увеличить социальный капитал, крайне важно учитывать фактор пространства для достижения динамичного взаимодействия между виртуальным и физическим миром. ИИ может стать связующим звеном для восстановления дисциплины и преодоления недостатка вовлеченности сотрудников в процесс. Предположительно, технологии и инновации — это великолепно. Так и есть. Но люди легко теряют связь с реальностью, если забывают о человеческом факторе».
Как утверждает Дэвисон, несмотря на все технологии, применяемые сегодня на рабочем месте, реальность такова, что люди оказываются куда более предсказуемыми — и менее динамичными — чем они привыкли думать. Рабочие модели, может, и изменились с течением времени, но работа в офисах по-прежнему идет наиболее активно с 10:00 до 11:00 и с 15:00 до 16:00, как и раньше.
Технология меняется гораздо быстрее человеческой природы. Для достижения наилучших результатов эти два фактора должны гармонично взаимодействовать.
«Хотя благодаря цифровой трансформации люди и изменили свой подход к работе, мы отчетливо наблюдаем определенные тенденции среди всех наших клиентов, вне зависимости от сферы деятельности, месторасположения или масштаба. Компания может закреплять рабочие места за сотрудниками или же работать по системе резервирования рабочих столов, практически все люди по-прежнему стремятся работать в команде, и в обозримом будущем это не изменится».
Глобальный вызов
GoSpace AI — инноватор. Но инновации компания внедряет не только в области технологий.
«Способы взаимодействия и коммуникации между людьми меняются. Это одна из форм инноваций», — говорит Дэвисон, который фокусирует деятельность своей компании на личностном разнообразии.
«При разработке программного обеспечения мы объединяем группы людей, которые теоретически не должны были бы работать вместе. Конечно, это обобщение, но математики склонны мыслить в рамках более линейных, хорошо структурированных моделей. Физикам, напротив, присуще нелинейное мышление, нечеткая логика или теория хаоса, а также концепция множественных реальностей, когда для одной проблемы существует сразу несколько решений».
Компании удалось успешно объединить эти две группы людей, и теперь фирма пожинает плоды использования ИИ. Однако им пришлось преодолеть сложности в коммуникации и пересмотреть собственные выводы с учетом исследовательской работы другой группы. Если мы хотим использовать преимущества ИИ во всех отраслях экономики, нам жизненно важно наладить взаимодействие между разными командами.
«С одной стороны, важно, чтобы у людей было достаточно пространства для эффективной командной работы, с другой — нельзя недооценивать значение сотрудничества между разными командами. Ведь именно в этом залог креативности и инноваций».
Дэвисон верит, что, обеспечивая баланс между человеком и технологиями, между индивидуальным и коллективным, физическим и виртуальным, ИИ сможет помочь людям работать вместе более эффективно, лучше управлять ресурсами и достигать более амбициозных целей.
Самое главное, мы не должны поддаваться искушению отправиться на поиски «волшебной таблетки» и всегда помнить о желаемом результате.
«В наше время век данных и аналитики сменяется веком решений. Чтобы ИИ мог помочь людям в принятии более эффективных решений, он должен научиться пользоваться и реактивным и проактивным подходами одновременно. В любом случае, право формировать концепцию остается за нами, после чего мы можем работать с ИИ-партнером, претворяя в жизнь наши самые смелые идеи. ИИ даст нам возможность сосредоточиться на наших исконно человеческих способностях. Это будет очень мощный союз».
«Хотя мы теперь можем ответить на вопросы, сколько места на самом деле нужно и как обеспечить более эффективную командную работу, есть еще один, более важный фактор. Если компании избавятся от ненужных площадей, которые, по нашим оценкам, обычно составляют 30%-50% от общей площади, они смогут существенно снизить мировой уровень выбросов углерода».
Это будет непросто, но, если вам удастся установить баланс и контроль в вышеупомянутых вопросах и мудро распоряжаться ресурсами компании, вы сможете достичь вершин успеха и стать экспертом в принятии решений.