search close
Электронный документооборот – шаг в будущее. Часть 3

Электронный документооборот – шаг в будущее. Часть 3

Тенденции развития электронного документооборота в России
02/03/2021
Электронный документооборот – шаг в будущее. Часть 3

В этой серии статей мы рассматриваем способы автоматизации бизнес-процессов, связанных с передачей и согласованием документов между компаниями, иными словами речь пойдет об электронном документообороте или сокращенно ЭДО. О том, какие задачи ЭДО позволяет решить и какие преимущества получает бизнес, мы рассказали в Части 2. Сегодня мы рассмотрим тенденции развития ЭДО в России.  

Тенденции развития электронного документооборота в России.

Стоит отметить, что развитию электронного документооборота контролирующие органы уделяют повышение внимание. Так, например, в декабре 2020 года Правительственной комиссией по цифровому развитию была опубликована «Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности», в соответствии с которой основными направлениями развития ЭДО в России являются:

1. Увеличение числа утвержденных форматов документов. К числу документов первоочередной разработки отнесены: акт сверки, транспортные и расходные накладные, КС-2 и КС-3, претензии, документы на возврат товара, заказы, ценовые спецификации;

2. Использование электронной подписи и применение электронных доверенностей.

Основными изменениями предусматривается, например

  • Возможность хранения ключа электронной подписи удаленно (дистанционная электронная подпись), что позволит снизить издержки на приобретение криптографического ПО, подписывать электронные документы в режиме 24/7 с любого устройства из любого места, обеспечить высокий уровень идентификации владельца;
  • Возможность получения аккредитации для выполнения функции доверенной третьей стороны;
  • Наличие метки доверенного времени, позволяющей определить действительность ЭЦП на момент подписания электронного документа;
  • Иные 

3. Создание единых технологических правил обмена документами.

4. Хранение документов и последующее представление с подтверждением юридической значимости.

В рамках этой задачи планируется:
  •  Обеспечение юридической значимости электронного документа после срока истечения действия сертификатов подписей, которыми документ был подписан;
  • Обеспечение невозможности получения доступа к содержанию документа (шифрование) для документов или их частей, не подлежащих автоматическому раскрытию государственным органам или третьим сторонам;
  • Обеспечение условий, исключающих возможность модификации электронного документа;
  • Иные действия

5.    Взаимодействие с контролирующим органами и органами власти.
Взаимодействие можно разделить на два направления:

Регулярное представление отчетных документов или документов, необходимых для ведения деятельности (например, получение лицензии); Направление документов в ответ на запрос органа исполнительной власти (например, контрольные мероприятия).

6.  Перевод в электронный вид внутренних документов компании.
Пожалуй, это один из самых приятных пунктов Концепции, поскольку он предусматривает возможность ведения в электронной форме внутренних документов компаний без обязательного дублирования на бумажном носителе.

7.  Направление (получение) документов контрагентам, находящимся в юрисдикции иного государства.

Планы по развитию ЭДО очень существенные, пока неясно, как быстро их удастся реализовать, но очевидно одно: выгоды от перехода на электронный документооборот, текущие и перспективные, превышают затраты на переход и внедрение системы ЭДО в бизнес-процессы компаний.

Часть 2
     Информация об аутсортинговой практике Crowe CRS