search close

Как организовать систему оценки бизнес-партнеров

Предпринимательство — деятельность, основанная на риске. От того как компания управляет своими рисками, зависит не только ее финансовый успех, но и способность осуществлять деятельность в принципе. Управление рисками, связанными с отношениями с контрагентами, занимает отдельное место в такой системе. Банки и финансовые организации уже давно внедрили процедуры KYC (know your customer). Нефинансовые организации тоже стали чаще задумываться о создании системы оценки рисков при работе с контрагентами, основной задачей которой является сбор и первичный анализ информации с целью недопущения негативного влияния отношений с контрагентом на стоимость компании.

Матрица рисков

Организация процедур KYC начинается с подготовительного этапа — обследования компании. Для этого необходимо сформировать матрицу рисков: описать все риски, присущие компании, независимо от того, как и насколько эффективно компания управляет ими. Эти данные, в свою очередь, соотносятся с группами контрагентов. Например, риск концентрации на единственном поставщике сырья должен быть соотнесен с группой контрагентов «Поставщики», а риск дебиторской задолженности с группой «Покупатели». Для удобства может быть составлена таблица следующего вида.

Таблица 1

Риск Покупатель Поставщик Персонал
Операционные риски:
  • Технологические риски
  • Риск концентрации на единственном поставщике
...
X
X



Финансовые риски:
  • Оплата дебиторской задолженности

X

Репутационные риски




Какая информация понадобится

Следующим этапом необходимо определить потребности в информации для оценки того или иного риска. В зависимости от разработанной внутри компании моделей оценки рисков формируется список данных, которые система KYC должна обеспечивать.

Для удобства информационные потребности можно отразить в той же матрице.

Таблица 2

Риск Покупатель Поставщик Персонал  
Операционные риски:
  • Технологические риски
  • Риск концентрации на единственном поставщике
...
Используемые технологии
Конкуренты в отрасли (ТОП-10)



Финансовые риски:
  • Оплата дебиторской задолженности

Финансовая отчетность

Репутационные риски




Источники

Для того чтобы работа со сбором информации велась эффективно, составляется список источников. В зависимости от надежности источника ценность полученной информации может меняться. Безусловно, это не означает, что, если данные о выручке получены не из официальных источников, нужно применять поправочные коэффициенты, хотя исключать такой вероятности не стоит. Важно понимать, что информация из официальных источников может быть верифицирована небольшим количеством сопутствующих материалов, чего нельзя сказать об информации из неофициальных источников, обоснование которой потребует значительно большее число уникальных ресурсов в качестве подкрепления.

Внедрение системы KYC

После того как определены потребности в информации, ее источники и методы обработки, можно приступить к внедрению. На этом этапе проводится внутренняя административно-регламентная работа — описываются методики, закрепляются на уровне должностной инструкции обязанности, сотрудники наделяются полномочиями по запросу информации. В зависимости от масштаба оценки и источников, которые компания сочтет удовлетворительными, подбор может потребовать как ручной работы с различными ведомствами на местах, так и привлечения информационных агентств.

Важность своевременной оптимизации

Организация системы KYC не заканчивается запуском системы, в работе она потребует постоянного контроля результативности и своевременного изменения. Например, если система допустила возникновение дефолта покупателя, это означает, что либо цикл организован неэффективно, либо страдает эффективность выполнения процедур оценки. Причины такой ситуации должны быть оперативно расследованы, и необходимые выводы внедрены в систему. Только в этом случае система оценки работы с бизнес-партнером принесет максимальную полезность в увеличении стоимости компании.

Если вам интересна эта тема, свяжитесь с нами

Сергей Пушкин
 Сергей Пушкин
Директор, Сопровождение сделок,
Москва
+7 (495) 783-88-00
Читать подробнее