Просто налоги
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Право на фиксированный НДФЛ по зарубежным доходам
Физическим лицам – налоговым резидентам РФ планируется предоставить право уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от источников за пределами РФ в фиксированном размере 5 млн. рублей без декларирования таких доходов.
Поручение Президента РФ от 08.07.2020 Правительству РФ
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
Планируется установление налоговой ставки по НДФЛ в размере 15 процентов в отношении части дохода физического лица, превышающей 5 млн. рублей в год.
Поручение Президента РФ от 08.07.2020 Правительству РФ
Налоговые льготы IT-компаниям
Планируется установление для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, тарифов страховых взносов в совокупности не превышающих 7,6%, а также налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0%.
Поручение Президента РФ от 08.07.2020 Правительству РФ
Со слов Председателя Правительства РФ (информация с сайта Правительства РФ от 09.07.2020) налоговые льготы для российских IT-компаний также планируется распространить и на дизайн-центры в сфере микро- и радиоэлектроники.
Расширяется возможность уменьшения налога на патентной системе налогообложения (ПСН)
В соответствии с Законопроектом № 973160-7 (06.07.2020 рассмотрение в первом чтении ГД РФ) планируется предоставить налогоплательщикам на ПСН право уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период.
Также планируется пересмотреть и дополнить список видов деятельности, разрешенных для ПСН.
НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ СПОРЫ
Двойное взыскание недоимки с гендиректора не допускается
Бывший генеральный директор был признан виновным в уклонении от уплаты налогов. По заявлению налогового органа с него был взыскан ущерб, причиненный бюджету в результате совершенного преступления.
Позже кредиторы в рамках дела о банкротстве общества инициировали привлечение данного генерального директора к субсидиарной ответственности. В числе кредиторов были требования налогового органа, ранее взысканные по приговору суда.
Генеральный директор, защищаясь от требований налоговой инспекции, ссылался на то, что двойное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение не допускается. Суды данный довод проигнорировали и привлекли к субсидиарной ответственности в полном объеме.
Верховный Суд РФ судебные акты отменил в части сумм налоговых задолженностей, поскольку требование в рамках субсидиарной ответственности по делу о банкротстве и в рамках уголовного дела являются тождественными. Налоговый орган может использовать только один из вариантов взыскания, в ином случае будет происходить двойное взыскание одних и тех же сумм.
Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2020 по делу №А40-203647/2015
Передача функций управления ее участнику может привести к доначислениям даже несмотря на рост выручки и объемов продаж
Налоговый орган исключил из состава расходов стоимость услуг по договору передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему - предпринимателю, являющемуся участником общества с долей 95% и ранее выполнявшему обязанности гендиректора по трудовому договору.
Суды отметили, что указанные факты, независимо от роста показателей выручки и объемов продаж, свидетельствуют об отсутствии разумной деловой цели заключения такового договора и направленности действий на получение необоснованной налоговой выгоды в виде искусственно завышенных затрат по налогу на прибыль.
Кроме того, обществу был доначислен НДФЛ. Фиксированная часть вознаграждения предпринимателя была квалифицирована инспекцией как заработная плата, а переменная часть как доход, полученный физическим лицом от взаимоотношений с обществом.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2020 по делу №А76-10654/2019
Несвоевременное представление документов налоговому органу может являться причиной продления срока проверки
Налогоплательщик оспорил решение управления по субъекту РФ о продлении сроков проведения выездной налоговой проверки.
Суды отказали в удовлетворении заявления, поскольку основания для продления налоговой проверки являются достаточными.
В рассматриваемом случае решение о продлении вынесено на основании запроса инспекции. Запрос мотивирован несвоевременным представлением налогоплательщиком документов, требуемых для проведения выездной налоговой проверки и необходимостью проведения инвентаризации, осмотра проверяемых основных средств.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2020 по делу N А37-1080/2017
Дублирование функций сотрудников налогоплательщика может поставить под сомнение экономическую обоснованность услуг
Обществом был заключен с предпринимателем договор на консультационные услуги и услуги по управлению.
На основании анализа представленных актов сдачи-приемки оказанных услуг инспекция пришла к выводу о том, что в указанных актах не содержится информация о характере оказанных услуг; о том, в чем именно заключались услуги (конкретное наименование услуг); о результатах, полученных от заключенного договора; о конкретной работе и объеме работы.
Фактически услуги предпринимателя дублировали функции управленческого аппарата налогоплательщика. При этом стоимость услуг предпринимателя в 6,8 раз больше, чем выплаты всему руководящему составу налогоплательщика. Кроме того, предприниматель в прошлом был сотрудником налогоплательщика на должности финансовый директор.
Суды поддержали выводы налогового органа.
Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 по делу №А57-25982/2018
НДС, который выставлен агенту поставщиком, принимает к вычету принципал
Налогоплательщик (общество) оказывал агентские услуги по обеспечению электроэнергией. НДС, который выставлял поставщик электроэнергии, в полном объеме принимал к вычету.
Налоговый орган признал данный подход неправомерным. У агента в силу действующего законодательства возникает только реализация с сумм агентского вознаграждения. НДС к вычету со стоимости услуг поставщика должен принимать принципал (потребитель электроэнергии).
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2020 по делу №А57-14771/2018
Для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не во всех случаях требуется подавать уточненные декларации
Общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости.
Суды отказали, сославшись на то, что общество не обращалось в таможенный орган по вопросу изменения сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, указанных в декларациях, в связи с чем отсутствуют основания для того, чтобы считать внесенные декларантом платежи излишне уплаченными.
Верховный Суд судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение.
Необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации товаров, возникает в тех случаях, когда заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами.
Однако по настоящему делу общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости.
В этой ситуации судам следует разрешить спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для их возврата с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2020 по делу №А56-122276/2018
При применении ст. 54.1 НК РФ налоговый орган обязан рассчитывать действительные налоговые обязательства
Доначисляя налог на прибыль организаций, инспекция исключила расходы по спорным контрагентам в полном объеме. Спорные контрагенты каких-либо реальных услуг налогоплательщику не оказывали. При этом сам факт несения расходов налоговым органом не оспаривался.
Налогоплательщиком был представлен расчет расходов с выделением наценки спорных контрагентов. Возражений по данному расчету в части арифметических подсчетов и соответствия первичным документам налоговым органом не представлено.
В итоге суд первой инстанции признал обоснованным исключение из расходов только сумм наценки и пересчитал размер недоимки по налогу на прибыль, признав в соответствующей части решение инспекции недействительным. Суд кассационной инстанции с данным подходом согласился.
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 по делу №А27-17275/2019
Проведение выездной проверки возможно за пределами максимального трёхлетнего периода
Налоговый орган 31.12.2019 принял решение о проведении выездной проверки, в тексте которого отсутствовало указание на предмет проверки и проверяемый период. Затем инспекторы 16.01.2020 направили налогоплательщику письмо с исправлением опечатки.
Согласно этому исправлению предметом проверки выступают все налоги и сборы за период с 2016 года по 2018 год. Таким образом, в 2020 году инспекторы сообщили, что будут проверять 2016 год, который формально выходит за рамки максимального трёхлетнего срока, предшествующего дате начала проверки.
Посчитав подобные действия инспекторов незаконными, налогоплательщик обратился в суд. Суд признал решение налогового органа законным, т.к. исправление опечатки в решении не нарушает прав налогоплательщика.
Решение АС г. Москвы от 18.06.2020 по делу № А40-75126/2020
Дробление бизнеса: возврат переплаты по налогу, уплаченному при использовании УСН
По мнению налогового органа, применяющий УСН налогоплательщик с помощью взаимозависимой организации разделил свой бизнес. Это позволило часть выручки организации, применяющей общий режим налогообложения, перераспределять на налогоплательщика. По итогам проверки инспекторы обвинили организации в дроблении бизнеса, а доходы налогоплательщика признали выручкой его взаимозависимой компании. Это привело к начислению ей недоимки по налогу на прибыль и НДС.
Поскольку выручка налогоплательщика признана доходом другого лица, он в 2019 году подал уточнённые декларации за 2014-2018 годы, в которых уменьшил сумму своего дохода, и заявление о возврате излишне уплаченного за эти периоды налога. Проверяющие отказали возвращать налог за 2014 и 2015 годы в связи с пропуском трёхгодичного срока на подачу данного заявления.
Налогоплательщик не согласился с этим и оспорил в суде данный отказ.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика. Двойное налогообложение одного и того же объекта нарушает принципы равного, справедливого и соразмерного налогообложения. Срок исковой давности на подачу заявление о возврате переплаты следует исчислять с даты составления акта проверки взаимозависимой с налогоплательщиком организации (август 2019 года). Ранее этой даты налогоплательщик не мог узнать о наличии у него переплаты.
Решение АС Республики Карелии от 22.05.2020 по делу № А26-2130/2020
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНФИНА И ФНС
Оплата тестов на COVID-19 учитывается в расходах
Затраты на выявление коронавируса у сотрудников учитываются при налогообложении на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда и меры по технике безопасности.
Связано это с тем, что санитарные правила должны соблюдать не только граждане, но и юридические лица. Кроме того, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда.
Письмо Минфина России от 23.06.2020 № 03-03-10/54288
По недействительным сделкам налоговые обязательства определяются датой вступления решения суда в силу
Если суд признал сделку с недвижимостью недействительной, то право собственности прекращается со дня вступления судебного решения в законную силу.
В этой ситуации налоговые платежи по земельному налогу рассчитываются с указанной даты, независимо от даты внесения записи в ЕГРН.
Письмо ФНС России от 26.06.2020 № БС-4-21/10425@
Вычет НДС по чеку АЗС невозможен
При покупке бензина НДС можно принять к вычету только по счету-фактуре на общих условиях.
Расходы на бензин командировочными расходами признать нельзя. А иной возможности для вычета НДС без счета-фактуры закон не предусматривает.
Письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-07-09/54634
При удаленной работе на иностранную компанию из России возникает обязанность уплатить НДФЛ
Гражданин, работающий в шведской компании по удаленке из России, по мнению ФНС, выполняет трудовые обязанности в России. Следовательно, его зарплата относится к доходам от источников в Российской Федерации.
В такой ситуации гражданин обязан сам представить по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить 13 процентов налога (если резидент) или 30 процентов (если не резидент).
Письмо ФНС России от 16.06.2020 №БС-3-11/4537@
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Еврокомиссия предлагает отсрочку налоговых правил в свете COVID-19
ЕС принял ряд законодательных актов, известных как пакет электронной коммерции с НДС. Цель состоит в том, чтобы полностью гармонизировать обязательства по НДС в государствах-членах в отношении компаний и поставщиков, осуществляющих трансграничную продажу товаров или услуг. Это обеспечит равные условия для бизнеса по всему ЕС и должно помочь предотвратить мошенничество с НДС и уклонение от уплаты налогов.
В рамках пакета электронной коммерции с НДС будут введены новые обязательства для онлайн-площадок и платформ, а также для их бизнес-пользователей, а льготы по НДС будут отменены для партий с низкой стоимостью.
Последние меры по НДС должны были вступить в силу с 1 января 2021 года.
Однако 8 мая 2020 года Еврокомиссия объявила, что пакет электронной коммерции с НДС будет отложен на шесть месяцев из-за COVID-19. В результате правила вступят в силу с 1 июля 2021 года.
Россия заявила о начале применения MLI с 01.01.2021
Российская Федерация согласно установленным процедурам направила ОЭСР уведомление о начале применения Многосторонней конвенции по предотвращению BEPS (MLI) к налоговым соглашениям.
В уведомлении указаны СоИДН РФ с 27 юрисдикциями, а именно: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Канада, Катар, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Польша, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция.
Многосторонняя конвенция будет применяться в отношении этих СоИДН с 01.01.2021.