search close
Бухучет с Русаудитом: выпуск №7

Бухучет с Русаудитом: выпуск №7

Январь 2024
Наталия Жигач, Директор, Аутсорсинговые решения
01/30/2024
Бухучет с Русаудитом: выпуск №7

Порядок учета временных экспортных пошлин

Новый вид НМА- лицензия (разрешение) на
осуществление отдельных видов деятельности

Отчет об утилизации отходов

Повышение МРОТ с 2024 года

Хранение данных бухгалтерского учета на российских
серверах

 



Порядок учета временных экспортных пошлин

Постановлением Правительства от 21 сентября 2023 г. № 1538 с октября 2023 года и до конца 2024 года установлены гибкие экспортные пошлины (в зависимости от курса рубля) в отношении широкого перечня товаров, в том числе алкоголя, удобрений, отдельных видов продуктов питания, драгоценных металлов и пр. Для целей бухгалтерского учета экспортные пошлины можно учитывать двумя способами.

  1. На величину экспортных пошлин уменьшают выручку (пункт 23 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», пункт 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). Для уменьшения выручки на экспортные пошлины используют субсчет 90.5 «Экспортные пошлины».
  2. Экспортные пошлины учитывают в составе коммерческих расходов (пункт 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации», пункт 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», пункт 34 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Решение о выборе (с обоснованием) способа учета временных экспортных пошлин необходимо закрепить в учетной политике.

Источник: Постановление Правительства от 21 сентября 2023 г. № 1538

 



Новый вид НМА- лицензия (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности

Специалисты Минфина в письме от 02.11.2023 г. № 07-01-09/104707 разъяснили вопросы по учету лицензий (разрешений) на осуществление отдельных видов деятельности. С 1 января 2024 года лицензии (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности необходимо учитывать как нематериальные активы (НМА), если они соответствуют их признакам. При этом их учет осуществляется только по первоначальной стоимости. Переоценка для таких НМА не предусмотрена, что подтверждено п.18 ФСБУ 14/2022. Первоначальная стоимость НМА - это общая сумма капитальных вложений, которые были связны с этим НМА до признания в бухгалтерском учете. Балансовая стоимость таких НМА определяется как первоначальная стоимость лицензии, уменьшенная на суммы накопленной амортизации (п. 29 ФСБУ 14/2022).

С 1 января 2024 года организация принимает к учету объект НМА, первоначальной стоимостью которого признается его балансовая стоимость, т.е. не списанная в расходы часть затрат на получение лицензии; устанавливает для него СПИ и определяет способ начисления амортизации.

Затраты на продление, переоформление, подтверждение прав на осуществление отдельных видов деятельности, согласно специальному разрешению (лицензии), относятся к капитальным вложениям в НМА (подп. «н» п. 5 ФСБУ 26/2020). Соответственно, затраты на продление лицензии необходимо относить на увеличение стоимости лицензии, учтенной в составе НМА. При этом срок полезного использования увеличивается. Дальнейшее начисление амортизации производят исходя из увеличенной первоначальной стоимости и увеличенного срока полезного использования.

Источник: письмо Минфина от 02.11.2023 г. № 07-01-09/104707

 



Отчет об утилизации отходов

Утверждена форма отчетности о массе отходов, полученных при производстве товаров, и правила заполнения отчетности в Постановлении Правительства от 11.12.2023 №2116. с 1 января 2024 года отчетность должны подавать компании и ИП, утилизирующие отходы. Появление отчета связано с поправками, внесенными Федеральным законом от 04.08.2023 N 451-ФЗ в ст. 24.2-2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ИП и компании, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов, обязаны ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, подавать в государственную систему учета отходов:

  • отчетность о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции);
  • сведения о договорах, заключенных с производителями товаров, импортерами товаров, иными лицами;
  • сведения о расторжении таких договоров в отчетном периоде;
  • сведения о фактических объемах потребления энергетических ресурсов в отчетном периоде, полученные посредством автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (в случае оснащения ими оборудования и (или) специализированных установок ‎для утилизации отходов от использования товаров) либо ‎от ресурсоснабжающих организаций.

Способы подачи:

  • через личный кабинет в системе учета отходов от использования товаров;
  • через Госуслуги.

Источник: Постановление Правительства от 11.12.2023 №2116

 



Повышение МРОТ с 2024 года

С 1 января 2024 года МРОТ будет равен 19 242 рублям, что на 18,5% выше установленной величины в 2023 году (Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ). В регионах величина МРОТ может отличаться, но только в большую сторону. В Москве МРОТ составит 29 389 руб., в Ленинградской области – 20 125 руб., в Ставропольском крае – 22 447,50 руб. При расчетах следует ориентироваться на региональное законодательство. На что обратить внимание после повышения МРОТ:

  • Изучить штатное расписание и трудовые договоры сотрудников, чья зарплата ниже нового минимального размера. Довести зарплату до МРОТ.
  • Скорректировать отпускные и другие выплаты из среднего заработка.
  • Учесть новые ограничения для расчета больничных.
  • МСП учесть новый МРОТ при расчете страховых взносов.

Источник: Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений"

 



Хранение данных бухгалтерского учета на российских серверах

С 1 января 2024 года вступает в силу абзац 1 пункта 25 ФСБУ 27/2021, который обязывает все компании хранить данные бухучёта исключительно на территории РФ.

Это относится не только к документам, но и базам данных, таким как 1С. В своем письме от 21 февраля 2023 г. № 07-01-09/14820 Минфин отмечает, что понятие «база данных» по ФСБУ 27/2021 совпадает со значением, приведенным в ГК РФ, где база данных представляет собой систематизированную совокупность самостоятельных данных, объединенную таким образом, чтобы нужные сведения можно было оперативно получить, используя компьютерную технику (ст. 1260 ГК РФ). Иностранные компании в РФ не имеют права использовать зарубежные хостинги и бухгалтерские облачные SaaS-сервисы. Обязательство хранить документы в РФ касается именно оригиналов документов, в том числе и цифровых копий с электронной цифровой подписью.

Таким образом, с 1 января системы бухучёта должны работать на серверах в РФ, иначе организациям грозят штрафы.

Компанию смогут привлечь по ст. 15.11 Кодекса об административных нарушениях — «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»:

  • если нарушение совершено впервые: административный штраф для должностных лиц от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
  • если нарушение совершено повторно: штраф от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Также нарушение может быть квалифицировано как отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета. Это является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ. Ответственность:

  • штраф 10 тыс. руб., если нарушение совершено в одном налоговом периоде;
  • штраф 30 тыс. руб., если нарушение совершено в двух и более налоговых периодах.

Документы и базы данных бухгалтерского учета могут содержать персональные данные физических лиц, требование о локализации которых существует в законодательстве уже с 2015 года (ч. 5 ст. 18 федерального закона «О персональных данных»). Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ с наложением штрафа:

  • если нарушение совершено впервые, то для должностных лиц компании штраф составит от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.; для компании — от 1 млн руб. до 6 млн руб.;
  • при повторном нарушении: для должностных лиц компании — от 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб.; для компании — от 6 млн руб. до 18 млн руб.

Источники:

  • Приказ Минфина России от 23.12.2021 N 224н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67044).
  • Письмо Минфина от 21 февраля 2023 г. № 07-01-09/14820

 Вернуться к списку тем 


Контакты

Наталия Жигач
Наталия Жигач
Директор, Аутсорсинговые решения
Москва